Иконография Иисуса
Спас Эммануил
Образ Иисуса Христа стоит в центре христианского изобразительного искусства. Стремление осмыслить и описать Спасителя двигало первыми мастерами, которые заложили основы православной иконописи.
Это же самое стремление вызывало немалые нарекания со стороны тех отцов церкви, которые полагали любое изображение Бога недопустимым язычеством. Идейный конфликт, вошедший в историю как эпоха иконоборчества, затянулся на два столетия и окончился полным признанием позиции иконопочетателей, которые утверждали, что честь, отдаваемая образу, переходит и на прообраз.
Иконография Иисуса Христа наполнена символизмом и очень разнообразна. Стремление представить образ Бога, непостижимого в своей высшей сущности, вызвало к жизни различные толкования: Иисус добрый пастырь и Судия, Ветхий Денми и отрок Эммануил, царь Иудейский и Агнец. По преданию, первой иконой Христа стало нерукотворное изображение на плате (ткани), которым Сын Божий отер лицо. Чудодейственный образ исцелил от проказы царя Осроены (Эдессы) Авгаря и, впоследствии, лег в основу обширной иконографии «Нерукотворного Спаса». Древнейшая же икона, дошедшая до наших дней, была написана в VI веке в технике энкаустики (письмо восковыми красками) и хранится сегодня в Синайском монастыре в Египте.
Пастырь добрый
Особое направление иконографии Иисуса Христа составляют аллегорические изображения, которые были особенно популярны на ранних этапах истории христианства. Наиболее известные среди них это: пастырь и агнец. Встречаются также изображения Христа в образе пеликана — птицы, которая, как утверждали в те времена, кормит птенцов своей собственной плотью, что символизирует жертву. Метафорический образ дельфина, который нередко встречается в древних росписях, представляет буквальное толкование выражения о «спасении утопающих», в смысле спасения утопающих душ.
В годы иконоборчества символические изображения получили широкое распространение, поскольку они позволяли воздать дань Спасителю и избежать гонений. Впоследствии все аллегории и метафоры были поставлены под запрет и, к моменту раскола церкви, произошедшему в 1050 году, иконография Иисуса Христа оказалась сосредоточенной на его каноническом образе.
Представления об облике Сына Божьего были основаны на легендарных «прижизненных» изображениях и свидетельствах «самовидцев» — тех, кто воочию видел Спасителя. К ним, как считается, относился предшественник Понтия Пилата проконсул Иудеи Публий Лентул, который описал Христа в послании римскому сенату. Текст письма был обнаружен в Средние века среди документов архиепископа Кентерберийского и сразу же вызвал немало сомнений. Одна из причин — восторженный стиль, несвойственный речи римского наместника. «Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь… Это прекраснейший из земнородных», — восхищается автор, выдавая свои христианские убеждения. Схожее описание содержится в «Житии Андрея Первозванного», составленном в начале IX века иерусалимским монахом Епифанием. Что же касается ранних изображений Христа, богослов Ириней Леонский, писал во II веке про некий образ, который был будто бы сделан самим Пилатом.
Ко времени становления русской иконописи на рубеже XI - XII веков, система изображений Христа окончательно сформировалась. В центре иконографии стали два основных типа — Нерукотворный Спас и Христос Пантократор. Первый тип представляет лик Иисуса Христа на белом или на золотом фоне и отсылает к истории о легендарном нерукотворном плате царя Авгаря. Основное значение образа связано с идеей божественного, нерукотворного начала иконописи как таковой.
Образ Христа Пантократора (Вседержителя) составляет центральное направление христологического цикла. К этой группе относятся такие иконы, как «Спас на престоле», «Спас в Силах», «Психосостер» (Душеспаситель), «Елеемон» (Милующий) и некоторые другие. В основе иконографии лежит представление Христа как Небесного Царя и Судии. Спаситель изображается в рост, по пояс, оплечно или сидящим на троне. В левой руке его располагается свиток или Евангелие, правая согнута в благословляющем жесте, а вокруг головы расположен особый крестчатый нимб, который является обязательным элементом изображения Христа, также как сочетание синих и красных цветов одежд и фона.
В целом православная иконопись знает более десяти характерных направлений в иконографии Иисуса Христа. Изображения Спасителя в отроческом возрасте относятся к типу Спаса Эммануила. Образ Ветхого Денми, наоборот, представляет Христа седовласым старцем. Особое направление — «Страстной цикл» — объединяет изображения на тему Страстей, включая такие иконы как «Распятие», «Положение во гроб», «Не рыдай Мене, Мати», «Сошествие во ад» и другие. Некоторые иконы, такие как «Ангел Благое молчание» и «Ангел Великого Совета» представляют Христа в архангельском чине, то есть в небесной, божественной сущности, до воплощения в теле человека.
Статья написана по материалам православных сайтов
Мастерская Иконы под старину. Православные иконы. Продажа икон оптом и в розницу.